Корректный выбор грузовых шин зависит от трех ключевых факторов: условий эксплуатации транспортного средства, характера грузоперевозок, которые оно осуществляет, а также расположения шин на различных осях. Рассмотрим каждый из этих аспектов более подробно. Вначале разберем, что представляет собой грузовая шина.
Конструкция грузовых шин
Рассмотрим особенности конструкции грузовых шин, начиная с основ. Структура шин для грузовых автомобилей представляет собой сложное изделие, в некоторых аспектах даже более сложное, чем у легковых автошин. Наш подход будет сконцентрирован не на выделении различий, а на изучении элементов, составляющих грузовую шину.
Бортовое проволочное кольцо – это своеобразный пучок стальной проволоки, необходимый для правильного установления шины. Оно также придаёт шине плотность и удерживает её на месте.
Боковина отвечает за защиту слоя корда. Этот компонент грузовой шины является важным, влияя на комфорт движения и общие ходовые характеристики грузового транспорта.
Продольные и направленные канавки формируют систему, эффективно отводящую жидкость из области контакта с дорогой.
Плечевая зона протектора располагается между боковиной и беговой дорожкой шины. Эти "плечи" необходимы для улучшения связи между каркасом и протектором покрышки.
За устойчивость и точность в реагировании на повороты рулевого колеса отвечает центральное ребро протектора грузовой шины.
Протектор, толстый слой особо прочной резины, контактирует с дорожной поверхностью во время движения и защищает каркас от повреждений. Обычно он состоит из двух или более слоев.
Слои брекера, ряд металлических кордов, обеспечивают прочность всей конструкции шины и предотвращают проникновение инородных предметов в каркас покрышки.
Слой корда каркаса передает рулевые и тормозные усилия между колесом и дорожной поверхностью.
Бортовая лента, изготовленная из корда или прочной прорезиненной ткани, защищает борт от повреждений при монтаже и предотвращает стирание об обод во время эксплуатации.
Пятка борта представляет собой профилированную часть борта шины, которая зажимается в ободе колеса давлением воздуха.
Борт шины, состоящий из борта и основания, является посадочной частью, фиксирующей покрышку на ободе и предотвращающей растягивание шины.
Наполнительный шнур, слой из стальной проволоки, усиливает зону перехода между боковиной и кольцом обода.
В бескамерных шинах используется герметизирующий слой, специально адаптированный для исключения попадания воздуха.
Подканавочный слой протектора защищает каркас от повреждений инородными предметами, повышая стойкость к проколам и обеспечивая лучшую восстанавливаемость.
Дороги, по которым ездят шины
Теперь рассмотрим ключевые аспекты, которые необходимо учесть при выборе грузовых шин, начиная с характеристик дорог. Дорожные условия играют решающую роль... или почти решающую. Поэтому первостепенно важно ответить на вопрос: где будет использоваться ваш грузовик? На городских улицах, регулярно очищаемых зимой, на скоростных шоссе с хорошим покрытием, но с ограниченной оперативностью дорожных служб? Или вы предпочтете передвигаться по сельским дорогам, где без внедорожной резины просто невозможно обойтись?
Рисунок протектора
Тип рисунка протектора, который будет использоваться, напрямую зависит от дорожных условий. Существует три основных типа рисунка, применяемых в грузовых шинах: дорожный, с повышенной проходимостью и универсальный, пригодный для использования как на асфальте, так и на гравии и грунте.
Грузовые шины с дорожным рисунком протектора предназначены для использования на качественно асфальтированных дорогах. На других типах покрытия они теряют свою эффективность, и выбирать их следует только в случае, если транспортное средство будет эксплуатироваться исключительно на хороших дорогах.
Универсальный рисунок, как правило, применяется в грузовых шинах российского производства, и его можно легко узнать по ромбовидным следам, оставляемым грузовиками. Такие шины предназначены для использования как на хороших асфальтированных дорогах, так и в условиях, где качественных дорог нет. Однако универсальные шины обладают рядом недостатков, таких как уступка дорожным в плане скорости, экономичности, акустического комфорта, грузоподъемности, износостойкости и долговечности. Например, расход топлива на грузовике с универсальной резиной на 10-15% выше, чем на транспортном средстве с дорожной резиной. Универсальные шины чаще всего используются не только на грузовиках и автобусах, но и на самосвалах, строительной и сельскохозяйственной технике, где важна проходимость.
Третий тип грузовых шин - с рисунком протектора повышенной проходимости. Эти шины легко узнать по развитым грунтозацепам, образованным широкими и глубокими канавками. Грунтозацепы имеют значительную боковую площадь и способствуют устойчивости шины на различных поверхностях, таких как песок, глубокая грязь и снежные завалы. Отметим, что шины повышенной проходимости имеют направленный рисунок, обеспечивая отличное самоочищение, но их эксплуатация на асфальтированных дорогах существенно увеличит расход топлива - до 20-40% в сравнении с дорожными покрышками.
Грузы которые везут шины
В настоящее время грузовые автомобили ориентированы на различные характеристики эксплуатации, и производители грузовых шин следуют этой тенденции. Различаются следующие виды шин в зависимости от условий эксплуатации:
Шины для магистральных перевозок: Имеют минимальное количество канавок на протекторе, что снижает сопротивление качению и повышает экономичность. Гладкий рисунок протектора обеспечивает лучшую управляемость и курсовую устойчивость. Шины для грузовиков на междугородних или международных маршрутах: Основной акцент делается на снижении сопротивления качению и топливной экономии. Рисунок протектора обеспечивает отличную управляемость, а также высокую износостойкость и долговечность. Шины для грузовиков на региональных маршрутах: Предназначены для перевозок на небольшие расстояния с различными дорожными условиями. Имеют поперечные канавки с глубокими продольными, что повышает управляемость в разнообразных погодных условиях и сопротивление аквапланированию. Грузовые шины для городских перевозок: Схожи с региональными, но с повышенными требованиями к маневренности и торможению. Шины для грузовиков в строительстве: Используются в самых сложных условиях эксплуатации. Подробнее о них будет рассказано в следующей статье, посвященной специализированным шинам.Оси, на которые одеты шины
Грузовые шины классифицируются в зависимости от типа осей на три категории:
- Шины для ведущей оси
- Шины для управляемой оси
- Шины для прицепа (или полуприцепа)
Грузовые шины, установленные на передние колеса, несут на себе значительную нагрузку. Они подвергаются основному напряжению при торможении и играют ключевую роль в управлении грузового транспорта. Эти шины должны обеспечивать надежное сцепление на поворотах, минимизируя риск аквапланирования. Для этого на рисунке протектора используются широкие и глубокие продольные канавки, которые эффективно отводят жидкость из зоны контакта. Поперечные канавки, как правило, минимизируются, поскольку при резком торможении возрастает нагрузка на передние колеса, и поперечные канавки могут стать местом повреждения покрышки. Однако существуют исключения из этого правила: шины повышенной проходимости или зимние грузовые покрышки могут иметь крупные поперечные канавки.
Шины, установленные на задней оси грузовика, выполняют свои собственные функции. Они должны обеспечивать эффективное сцепление с различными поверхностями, по которым движется транспортное средство. Поэтому рисунок протектора задних шин должен содержать широкие поперечные канавки, чье количество и размеры зависят от сложности условий эксплуатации. В более сложных условиях требуется больше и крупных поперечных канавок.
Шины для прицепов или полуприцепов предъявляют меньше требований. Они не приводят в движение и не направляют автопоезд. У них может отсутствовать поперечные канавки или они могут быть значительно меньше по сравнению с шинами для передней и задней осей, иногда выглядя почти гладкими.
Некоторые грузовики имеют три и более осей. В таких случаях шины передней оси устанавливаются на все ведущие оси, а шины для управляемой оси - на управляемые.
Купить грузовые шины от официального дилера
На нашем сайте вы можете купить грузовые шины для вашего автомобиля в Москве и Московской области от разнообразных производителей. Так же наш интернет магазин занимается шинами для всех типов автомобилей. По интересующим вопросам можете обращаться к нашим сотрудникам.