На тяжелую технику в процессе эксплуатации ложится колоссальная нагрузка. Эти параметры нельзя сопоставить с легковыми автомобилями. Естественно, грузовые шины по своим характеристикам существенно отличаются от резины, предназначенной для малолитражек. При подборе покрышек надо принимать в расчет особенности предстоящего использования, полную массу фуры или развозного городского фургона. Следует обращать внимание на размерность, протектор и тип оси.
На какие характеристики стоит обращать внимание
Для того, чтобы обеспечить беспроблемную эксплуатацию грузовика, нужно выбирать шины, отвечающие определенным требованиям:
- Полное соответствие предстоящим нагрузкам. Мы говорим не только о нагрузке на ось, но и о способности выдерживать резкие торможения без значительного истирания. Важна стабильность при прохождении поворотов.
- Хорошее сцепление с полотном магистрали достигается за счет большой площади контактного пятна. Есть прямая зависимость от рисунка протектора.
- Показатели обратной связи влияют на управляемость.
- Чем ниже сопротивление качению, тем меньше расход дизтоплива. Как следствие, возрастает экономическая привлекательность перевозок.
- Сбалансированная резиновая смесь наряду с продуманной конструкцией хорошо отражается на уровне комфорта. В итоге водителю не досаждает сильный шум, покрышки мягко «проглатывают» выбоины, не сотрясая машину.
- Ниже шансы преждевременного выхода из строя грузовых шин при использовании производителем прочного каркаса.
- Показатели пробега позволяют судить о выгоде покупке. Эти данные не могут быть идеально точными. Существует взаимосвязь от состояния магистралей или региональных дорог, степени загрузки, скоростного режима и сезонных факторов.
Классификация грузовых шин
Руководителям автопарков и дальнобойщикам обязательно нужно помнить о том, где будет эксплуатироваться грузовики, автобусы. Шины для тяжелого автотранспорта подразделяются на несколько групп:
- Дорожные. Самые распространенные, применяются на дорогах общего пользования с нормальным покрытием. Покрышки отличаются неплохой управляемостью, позволяют остановить груженую машину на сравнительно короткой дистанции, не издают сильный шум, относительно мягкие. Частые поездки по грунтовке на грузовых шинах ускоряют износ. К тому же, параметры проходимости оставляют желать лучшего.
- Мощные внедорожные шины устанавливают на спецтехнику, погрузчики, карьерные самосвалы и армейские авто. Наличие грунтозацепов свидетельствует о высокой проходимости по глубоким, залитым водой проселочным дорогам и снежному покрову. Есть резина, устойчивая к истиранию на крупных камнях в карьерах, на строительных площадках. Покрышки проблематично применять на трассах. Кроме того, что нельзя развить нормальную скорость без потери управляемости, наблюдается перерасход топлива от штатных показателей на 30-40%.
- Представлены и универсальные шины, которые хорошо подходят для эксплуатации машин в комбинированном режиме. Если до строительной площадки приходится добираться сначала по асфальтированной дороге, а затем по грунтовке, эти шины станут разумным выбором. В этом случае перерасход дизтоплива не превышает 15-20%. Средина протектора выполнена для трассы, а по краям для улучшения проходимости находятся грунтозацепы.
Зависимость от эксплуатационного назначения
Автозаводы выпускают машины, предназначенные для решения узкого спектра задач. Купить грузовые шины желательно с учетом особенностей практических задач:
- Магистральные перевозки на большие расстояния требуют установки резины, которая медленно изнашивается в скоростном режиме. Необходимо оценивать управляемость, уровень шумового сопровождения. Резиновая смесь не должна быть чрезмерно жесткой. Рисунок протектора состоит из небольших канавок, обеспечивая сцепление в любых погодных условиях. На высоте должна быть топливная экономичность.
- Региональные маршруты предполагают применение грузовиков на дорогах с выбоинами. Нередко машинам приходится преодолевать грунтовые дороги. На покрышках для таких условий должно быть больше канавок. Кроме того, есть и поперечные канавки, обеспечивающие уверенный старт на раскисшей грязи, на снежном покрытии. Для плохих дорог нужна более жесткая резина, выдерживающая периодические удары при попадании колес в ямы.
- Для развоза товарных партий в городе особо жестких требований к шинам не предъявляется. Стоит покупать шины для грузовых автомобилей, выдерживающие частые торможения, ускорения, которые прослужат максимально долго.
- В особо тяжелых условиях применяются специальные шины. Существует даже спецшины, специально разработанной для спецтехники. Самосвалы, погрузчики оснащаются особо крепкими шинами с агрессивным крупным рисунком. Самый распространенный протектор в форме «елочки», обеспечивающий отличное сцепление. Естественно, особо прочные покрышки устойчивы к воздействию камней с острыми гранями.
Важность выбора шин для подходящей оси
Есть еще одно характерное отличие от легковых шин, имеющее серьезной значение. Производители покрышек обязательно указывают оси, для которых предназначен каждый экземпляр:
- Особое внимание требуется при выборе комплекта для передней оси. При изготовлении грузовых шин особый упор делается на управляемости. Для передней оси производят резину, отвечающую целому ряду требований.
- Задняя ось подвергается постоянным нагрузкам разного уровня. Наряду с выносливостью резины протектор создает большое контактное пятно, обеспечивающее устойчивость в разных условиях движения.
- На прицепной технике ставятся покрышки, которые на минимально возможном уровне сопротивляются качению. Как следствие, экономится дизтопливо.
- Существует и универсальная резина, которую можно использовать на каждой оси. Новый комплект, прежде всего, ставят спереди, а затем, по мере износа, переставляют назад.