Шипованные и нешипованные шины прибавили в стоимости от 5% до 43%, но некоторые модели даже немного подешевели
Изменение геополитической обстановки и обрыв логистических цепочек сказались на всех автомобильных отраслях России — подорожали не только машины, запчасти и расходники к ним, но и шины. В преддверии зимнего сезона эксперты отследили изменения цен на самые популярные модели шипованной и нешипованной резины в трех типоразмерах — 16, 18 и 20 дюймов. Оказалось, что подорожание составило от 5% до 43%, хотя некоторые модели даже немного подешевели.
Насколько подорожали шипованные шины
Шипованные зимние шины традиционно популярны в российских регионах, где дороги зачастую не обрабатываются реагентами, и повышается риск возникновения наледи. Среди самых известных брендов, пользующихся наибольшим спросом в этом сегменте, можно отметить финский Nokian, немецкий Continental и французский Michelin. Кроме того, сильные позиции на рынке занимает российская компания Cordiant, выступающая в относительно бюджетном сегменте.
Именно на счету отечественных Cordiant Snow Cross 2 — наименьшее подорожание среди шипованных шин. В 16-дюймовом размере покрышки выросли в цене всего на 9%, 18-дюймовые модели прибавили 14%. Следом идут Continental и Michelin, которые, в зависимости от диаметра, подорожали на 17-25%. Причем увеличение цены здесь обратно пропорционально размерности: чем больше диаметр, тем меньше изменилась стоимость.
В лидерах же ценового антирейтинга — компания Nokian. Здесь минимальное подорожание составило 31% в случае 18-дюймовых покрышек Hakkapeliitta 9-ти и 20-дюймовых Hakkapeliitta 10. Больше всех — 43% — прибавили в цене Nokian Hakkapeliitta 10 диаметром 16 дюймов, заметно увеличилась стоимость и «бюджетной» модели Nordman.
Кроме того, хорошо заметно, что в марте текущего года стоимость большинства шин была еще выше, чем в нынешнем октябре — связано это с резкими колебаниями курса рубля и общей неопределенностью. Примечательно, что продукция Continental, Michelin и Cordiant с тех пор подешевела, а вот шины Nokian продолжили прибавлять в цене.
Насколько подорожали нешипованные шины
В сегменте фрикционных шин ассортимент производителей шире, и все большую популярность у покупателей набирают модели из КНР: если с шипами китайская индустрия еще толком не «подружилась», то нешипованные модели получаются уже сносными. Кроме того, спросом пользуются японские и корейские бренды.
Разброс цен в сегменте фрикционок намного выше, чем среди шипованных моделей. Так, японские шины Bridgestone Blizzak LM-005 прибавили от 33% до 64%, примерно на треть подорожали корейские зимние покрышки Hankook, на 24-37% — Yokohama из Японии. Европа в исследовании представлена итальянской компанией Pirelli: фрикционные шины Scorpion Winter подорожали на умеренные 15-17%, не считая крупной 20-дюймовой размерности, которая прибавила в цене вдвое больше.
А вот китайские покрышки Triangle пошли наперекор не только шинному рынку, но и вообще инфляции в России. Общий рост цен в стране, согласно данным Росстата, составляет 13,36%, но максимальная прибавка стоимости для Triangle составила всего 8%, а 18-ти и 20-дюймовые покрышки PL02 даже подешевели, пусть и символически. Примечательно, что именно китайские шины сильнее всех дорожали в марте, но потом стремительно вернулись к докризисной стоимости, в то время как другие производители вроде Hankook плавно прибавляли в цене.
Есть ли в России дефицит шин
Надо понимать, что в большинстве случаев речь идет о продукции российского производства — собственных заводов в нашей стране нет только у Triangle и Hankook. Но в марте многие фабрики приостанавливали деятельность, и не все в итоге смогли ее возобновить. Так, французский концерн Michelin принял решение о полном уходе из России и передаче бизнеса локальному менеджменту: объявлено об этом было еще в июне, но конкретики с тех пор не поступало.
С середины марта остановлено производство на заводе Bridgestone в Ульяновске, равно как и поставки тех моделей шин, которые импортировались из-за рубежа. А вот фабрики Pirelli, Continental и Yokohama вернулись к работе в период с апреля по август — после того, как удалось наладить поставки каучука по альтернативным каналам.
Продолжает работать и предприятие Nokian Tyres во Всеволожске — это крупнейшая площадка компании в мире. Причем здесь ситуация неопределенная: в июне финские шинники заявляли, что собираются свернуть бизнес в России, но на данный момент завод продолжает производство в полном объеме.
Примечательно, что прямой корреляции с подорожанием зимней резины все это не имеет: импортируемые Triangle почти не прибавили в цене, умеренно подорожала продукция уходящих из страны Michelin, а Pirelli и Continental, производство которых останавливалось, подорожали меньше, чем Nokian, все это время продолжавшие сходить с конвейера. Из этого можно сделать вывод, что ценообразование на данный момент формируется исходя из маркетинговых соображений и конкурентной среды, а острого дефицита зимних шин в России пока не наблюдается.
Подтверждает это и вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. «Шипы, липучки, в наличии все есть. Проблема может возникнуть лишь с покупкой шины диаметром более 20 дюймов, и тут, конечно, придется побегать. Все остальные популярные размеры можно без проблем найти у продавцов. Что касается иностранной резины, то у торговых компаний еще остаются ее остатки на складах, а некоторые продавцы активно осваивают параллельный импорт. Также много в продаже шин от китайских марок», — рассказал эксперт.
Когда нужно переобуваться на зимние шины
Ситуация может серьезно измениться вместе с наступлением холодного сезона, когда у автомобилистов появится спрос на новую зимнюю резину. Однако в столичном регионе до этого остается еще как минимум пара недель. Эксперты рекомендуют переобуваться только тогда, когда среднесуточная температура составляет +4 градуса по Цельсию.
«В таких условиях высок риск образования наледи, что представляет большую опасность для автомобилей, в первую очередь тяжелых, на летней резине, — рассказывает представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. — Впрочем, в Московском регионе пока такого похолодания не прогнозируется. При этом поездку в шиномонтаж не стоит откладывать на последний момент. Рекомендуется хотя бы за неделю до понижения температуры озаботиться сменой резины. В таком случае водитель избежит стояния в очередях в шиномонтаж».
В метеорологическом центре «Фобос» сообщили, что октябрь в Центральной России почти на 2 °C превышает климатическую норму, а осадков выпало 83% от всего месячного объема. Там напомнили, что главным критерием при смене летней резины на зимнюю является среднесуточная температура ― ее устойчивый переход на протяжении пяти дней через отметку +5 °C в сторону понижения.
С наступлением ноября, который, по долгосрочным прогнозам, будет в среднем на 2 °C теплее положенного, со второй пентады месяца, появятся первые признаки приближения климатической зимы. Вместе с ними последует высокая вероятность устойчивых ночных минусов, выпадения осадков в разной фазе и гололеда.