Вязкость масла двигателя внутреннего сгорания - общепринятый, отвечающий нормам международных стандартов показатель марки и назначения смазывающего состава. С учетом специфики использования данного продукта:
- Смазка при различных температурных режимах работы (холодный и горячий двигатель).
- Охлаждение и отвод тепловой энергии в окружающую среду.
Показатель условно разделяется на несколько составляющих - индекс, динамическая и кинематическая вязкость. Они измеряются при проведении испытаний и сертификации запущенного в серийное производство нового смазывающего состава. Вот, что следует учитывать при самостоятельном выборе масла для двигателя своего автомобиля.
Что такое вязкость у смазывающих составов
Определение вязкости ГСМ - устойчивость к перемешиванию состава. Чем выше показатель, тем большую плотность имеет масло. Сегодня практически не используется аббревиатура отечественной классификации. Ставшим уже привычным и понятным является международный, разработанный в США стандарт SAE J300. Кроме плотности он учитывает целый ряд дополнительных параметров:
- Текучесть - состав должен без застоев проходить через насос и каналы масляной системы.
- Устойчивость к воздействию высоких температур - масло не должно терять своих свойств при нагреве.
- Коэффициент трения - должно максимально эффективно снижать силу трения, возникающую между входящими в зацепление или соприкосновение деталями.
- Нейтральный химический состав - продукт не должен оказывать разрушительного воздействия на резиновые уплотнители и прокладки.
Перечисленные параметры могут иметь допустимые различия в зависимости от сорта масла и специфики его использования, например - зима (W) или лето (в маркировке присутствует только цифровой код).
Понятие индекс вязкости
Молекулярная структура смазывающих составов изменяется с учетом температуры окружающей среды. Индекс вязкости не имеет цифрового обозначения и проверяется (устанавливается) лабораторным путем. С помощью специальных технологий производства и использования присадок производителям удается добиться оптимальных значений. Автолюбителям следует знать:
- Чем выше индекс вязкости - тем жиже масло при естественных температурах окружающей среды.
- Чем качественнее продукт - тем меньше снижаются смазывающие свойства жидкого масла на горячем двигателе.
Именно индекс вязкости необходимо учитывать при выборе сезонного масла для зимнего или летнего периода эксплуатации.
Абсолютная динамическая вязкость
Циркуляция моторного масла в масляной системе осуществляется по замкнутому контуру. Скорость потока зависит от оборотов вала двигателя. Показателем качества смазывающего состава является степень динамической или абсолютной вязкости:
- Измеряются с учетом давления между 2-я составами смазки на расстоянии 10 мм друг от друга.
- Единица измерения - Па•с.
Международная аббревиатура обозначения -; CCS, на канистрах указывается показатель, соответствующий значению при запуске холодного двигателя. Для удобства выбора рядовыми автолюбителями, вязкость поставляемого на рынок моторного масла привязана к температурным условиям эксплуатации автомобиля. На лицевой стороне канистры заметной символикой указывается:
- Для зимних условий - W и цифры от 0 (для запуска при -35 С) до 20 (для температуры окружающей среды выше -15 С градусов).
- Всесезонное, например - 0W30, можно использовать от -35 до +35 градусов.
- Летнее - имеет только цифровое обозначение, SAE 40 не теряет своих свойств при температуре до +100 с градусов.
С учетом климата средней полосы России самый практичный вариант для не коммерческих транспортных средств -; всесезонные смазывающие составы.
Кинематическая вязкость
Снижение плотности смазывающего состав облегчает запуск двигателя и работу масляного насоса. Но, это вызывает потерю смазывающих свойств у самого масла. Найти золотую середину позволяет определение кинематической вязкости. Испытания проводятся в лабораторных условиях при температурах 40, 100 и 150 С градусов. Рассчитывается величина количества жидкости, которая проходит через капилляр за единицу времени - мм²/c. Оптимального значения удается достичь за счет использования специальных присадок. Для двигателей последнего поколения с повышенными стандартами экологичности разработано специальное моторное масло - обозначается HTHS. Можно использовать только по рекомендации производителя авто.
Проблемы в случае неправильного выбора
Нужный сорт и вязкость масла указаны производителем в техническом паспорте автомобиля. Самостоятельные эксперименты могут привести к следующим негативным последствиям:
- Масло слишком густое - затрудненный запуск зимой, перегрев двигателя, повышенный расход топлива.
- Минимальная вязкость состава - отсутствие защитной пленки на деталях, повышенный расход масла, потеря смазывающих свойств при критически высоких температурах.
Следует помнить, что в любом случае - ремонт двигателя достаточно дорогостоящий вид технического обслуживания.
Купить моторное масло
Вязкость масла двигателя - всего лишь один из показателей списка важных для его исправной работы параметров. Перед тем как купить моторное масло, следует обязательно учитывать рекомендации производителя по виду - синтетика, полусинтетика, минеральное. Или проконсультироваться у наших специалистов.